Статистические методы анализа численности и состава населения
ЗАДАЧА 1. На основании данных обследования жителей поселка:
Данные обследования населения поселка в возрасте 20–40 лет
(в графах «Обр.» (образование): в – высшее, с-с – среднее специальное, с – среднее; «Возр.» – возраст; «Дох.» – средний месячный доход за год, тыс. руб.)
№
|
Пол
|
Обр.
|
Возр.
|
Дох.
|
№
|
Пол
|
Обр.
|
Возр.
|
Дох.
|
1
|
м
|
с-с
|
37
|
13,8
|
21
|
ж
|
с-с
|
22
|
16,6
|
2
|
ж
|
с-с
|
39
|
19,6
|
22
|
ж
|
с
|
38
|
15,4
|
3
|
ж
|
с-с
|
21
|
13,4
|
23
|
м
|
с-с
|
30
|
15,9
|
4
|
м
|
с-с
|
20
|
17,7
|
24
|
ж
|
в
|
24
|
16,2
|
5
|
ж
|
в
|
25
|
14,2
|
25
|
м
|
с
|
33
|
18,9
|
6
|
м
|
с
|
29
|
13,7
|
26
|
ж
|
с-с
|
22
|
13,6
|
7
|
ж
|
с-с
|
36
|
14,9
|
27
|
м
|
с-с
|
29
|
16,9
|
8
|
ж
|
в
|
28
|
19,6
|
28
|
ж
|
в
|
32
|
21,4
|
9
|
м
|
с
|
24
|
16,2
|
29
|
ж
|
с-с
|
20
|
16,8
|
10
|
ж
|
в
|
26
|
16,5
|
30
|
ж
|
с-с
|
31
|
16,7
|
11
|
м
|
с-с
|
38
|
17,4
|
31
|
м
|
с
|
29
|
19,6
|
12
|
ж
|
с-с
|
33
|
17,6
|
32
|
ж
|
с-с
|
28
|
15,1
|
13
|
ж
|
в
|
40
|
16,4
|
33
|
м
|
в
|
33
|
16,2
|
14
|
м
|
с-с
|
40
|
16,0
|
34
|
ж
|
с-с
|
23
|
16,8
|
15
|
ж
|
в
|
23
|
15,8
|
35
|
м
|
с
|
27
|
18,4
|
16
|
м
|
с-с
|
21
|
15,9
|
36
|
ж
|
с-с
|
34
|
16,2
|
17
|
м
|
с
|
27
|
17,8
|
37
|
м
|
с
|
24
|
16,7
|
18
|
ж
|
с-с
|
25
|
15,9
|
38
|
ж
|
в
|
28
|
18,3
|
19
|
м
|
в
|
33
|
17,3
|
39
|
м
|
с-с
|
35
|
19,6
|
20
|
ж
|
с-с
|
35
|
17,4
|
40
|
ж
|
с-с
|
22
|
18,1
|
1. Провести группировку жителей по доходу с равными интервалами и оптимальным числом групп и представить полученные данные в виде статистического ряда распределения. На основе полученного ряда построить гистограмму и кумуляту распределения жителей по доходу.
2. Составить и назвать статистическую таблицу с групповым подлежащим, содержащим 5 групп с произвольными интервалами и простым сказуемым, построенным по количественному признаку, содержащим 4 группы с равными интервалами.
3. Сгруппировать жителей поселка: а) по полу; б) по уровню образования. Определить относительные показатели половой и образовательной структур жителей, размер среднего дохода и средний возраст для каждого пола и каждого вида образования.
4. Исчислить по сгруппированным выше данным половой структуры (пункт 3а) средний возраст жителей с помощью следующих средних (простых и взвешенных): а) арифметической; б) гармонической.
5. Рассчитать показатели вариации дохода жителей поселка: а) по сгруппированным выше данным образовательной структуры (пункт 3б) с использованием средней арифметической простой и взвешенной; б) по не сгруппированным данным.
6. Определить модальные и медианные значения дохода жителей: а) по не сгруппированным данным; б) из статистического ряда распределения (пункт 1) аналитически и графически.
7. Вычислить параметры линейного уравнения регрессии для зависимости дохода жителей от их возраста. Определить тесноту связи между признаками с помощью коэффициента корреляции знаков (коэффициента Фехнера).
ЗАДАЧА 2. Из данных о численности населения поселка, приведенных ниже:
Год
|
1996
|
1997
|
1999
|
2002
|
2004
|
2005
|
2008
|
Кол-во, чел.
|
870
|
865
|
875
|
838
|
845
|
852
|
867
|
1. Вычислить абсолютные и относительные (базисные и цепные) статистические показатели изменения уровней динамики данного ряда.
2. Рассчитать средние показатели динамики ряда.
3. Описать тенденцию ряда с помощью следующих методов сглаживания: а) механического выравнивания по трехлетней и пятилетней скользящим средним; б) аналитического выравнивания по уравнению линейного тренда.
|